19 октября 2010 г.

Что такое искусство? - 10кл

1) Посмотрите ролик и ответьте для себя на вопрос: "Что такое искусство?"
2) Какие виды искусства вы можете назвать (см.ролик)?



Ролик:



3) Групповая работа. Класс делится на 3-4 команды, каждая команда отвечает на вопросы: Зачем искусство нужно вообще? Зачем искусство нужно как предмет в школе? Зачем искусство нужно лично мне? На основе своих ответов команды составляют список функций искусства (всего семь). Каждая команда зачитывает свой список. Дискуссия.

4) Посмотрите отрывок из мульфильма "Как приручить дракона" (см.дальше).  Какая из функций искусства была задействована мальчиком и драконом?




5) Прослушав мнение всех групп, каждый ученик самостоятельно формулирует 7 функций иск-ва, записывает в тетрадь.

6) Ознакомиться с правильными формулировками:

О функциях искусства: 
Всемирно-историческое назначение искусства - воспринимать мир во всей его полноте, сохранять целостность личности, культуры и жизненного опыта человечества.
1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность).
Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Например, порабощенный исландский  народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах.  Эротизм кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60 -70 гг.
2. Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности.
Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:
• отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);
• утешающий;
• способствующий духовной гармонии человека (собственно ком
пенсаторный).
Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.
3. Познавательная (искусство как знание и просвещение) Познавательные возможностяи искусства огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из романов Ч. Диккенса можно узнать о жизни английского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи, вместе взятых. Формула воды Н2О, но в ней нет прелестного журчания ручья, напоминающего голос любимой, нет лунной дорожки на поверхности моря, нет таких бурлящих волн как на картине И.В. Айвазовского «Девятый вал». Конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения.
Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и побудительные мотивы действий и поступков людей.
4. Коммуникативная (искусство как общение). Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) имеют свою систему условных знаков, не требуютщих для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).
5.  Воспитательная (искусство как катарсис, т.е. возрождение, перерождение). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.
6. Эстетическая  (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.
7. Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, принципиально отличное от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды.

Также в искусстве можно выделить дополнительные функции: внушающую, информационную, анализирующую, функцию предвосхищения.
Источник.

 7) Каждый пишет напротив своей формулировки - правильную.

0 коммент.:

Отправить комментарий